Главная - Новости - ВШОПФ на профориентационной игре для школьников «Траектория»

ВШОПФ на профориентационной игре для школьников «Траектория»

25 октября в Университете Лобачевского прошла профориентационная игра для школьников «Траектория», организованная Центром карьеры ННГУ. Участниками стали ученики 11-х классов школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. За несколько часов они познакомились с факультетами и институтами университета, а также с ведущими работодателями области. Факультет «Высшая школа общей и прикладной физики» подготовил совместно с Институтом прикладной физики РАН свою площадку, на которую записались 28 старшеклассников.

Перед всеми участниками игры стояла непростая задача. Абитуриентам необходимо было за три часа игрового времени определиться с выбором будущей профессии. А представителям факультетов – подготовить для каждого этапа увлекательное задание, связанное с программой обучения или с будущей профессией. Организаторам каждой площадки предстояло отобрать несколько лучших игроков, которые получат дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Университет Лобачевского.

С самого первого этапа – «Бакалавриат» – на площадке ВШОПФ началось погружение в науку. Участников поделили на команды для выполнения необычной исследовательской работы: ребята выбирали наиболее качественные солнечные очки с помощью спектрометра, а также изучали лабораторные очки, защищающие глаза от ультрафиолета. Пока одни представители команд учились работать с прибором, их коллеги взяли на себя роль редакторов научных журналов: им предстояло найти ошибки в пресс-релизах и исправить их.

На этапе «Магистратура» участники в игровой форме познакомились с не самыми очевидными аспектами жизни ученых: планированием научной работы и описанием своих исследований в виде заявок на гранты. Каждой команде выдавался «стартовый капитал» в виде помещения, компьютера, нескольких сотрудников и суммы денег. Затем во время шуточного аукциона среди ребят были разыграны исследовательские установки ИПФ РАН, и участники приступили к выполнению самой сложной задачи: придумать научный проект, используя все имеющиеся ресурсы, описать его цели, составить план работ и сформулировать ожидаемые результаты. Итоги «мозгового штурма» старшеклассники представили на своеобразной постерной сессии, продемонстрировав оригинальность мышления, чувство юмора и отличную эрудицию. К примеру, организаторы конкурса узнали, как в одном эксперименте можно задействовать петаваттный лазерный комплекс и телескоп или как применить исследовательское судно в лаборатории физики плазмы.

 

Знакомство с деятельностью Института прикладной физики РАН на этапе «Работодатель» прошло в необычном формате. Участникам предложили изучить 5 «объектов» из совершенно разных научных лабораторий: это были образцы исследуемых материалов и детали установок. Ребята должны были определить с помощью небольших подсказок, с чем они имеют дело, и понять, что случилось во время экспериментов. На изучение каждого объекта и выдвижение правдоподобной теории школьникам давалось всего 4 минуты. Задание было непростым: не всем удалось распознать в очень тяжелом стеклянном цилиндре повреждённый усилительный элемент лазерного комплекса PEARL, а в металлической детали – массогабаритный макет оптического объектива. Вероятно, самым запоминающимся экспонатом стал обыкновенный кирпич, в котором под действием сфокусированного СВЧ-излучения гиротрона появились стекловидные вкрапления.

Игра завершилась конкурсом «Откуда ученый». По видеофрагментам выступлений на английском языке ребята угадывали, какую страну представляет исследователь. Кстати, все выступавшие оказались известными физиками и математиками, в том числе – лауреатами Нобелевской и Филдсовской премий.

Несмотря на разный уровень подготовки все старшеклассники активно включились в выполнение заданий, участвовали в дискуссиях внутри команд и предлагали свои идеи. Ребята продемонстрировали не только живой интерес к науке, но и умение анализировать и логически мыслить – качества, необходимые в работе любого исследователя. Однако по условиям игры победителей могло быть только четверо – по два призовых места на этапах «Образование» и «Работодатель». По итогам конкурса 3 дополнительных балла к ЕГЭ при поступлении в Университет Лобачевского получат Полина Савватимова и Всеволод Дмитриев из лицея №40, Мария Питерова из школы №91 и Антон Семиков из школы №14 города Сарова.

Фотографии: пресс-служба Университета Лобачевского

Все новости