Главная - Новости - Студенты магистратуры ВШОПФ приняли участие в Алферовской зимней школе

Студенты магистратуры ВШОПФ приняли участие в Алферовской зимней школе

С 27 января по 1 февраля в Академическом университете имени Ж.И. Алферова проходила Алферовская зимняя школа. Участие в событии приняли 54 студента из России, Сербии, Беларуси и Казахстана . Несмотря на то, что такая школа проводилась впервые, организаторы получили более 200 заявок. Своими впечатлениями поделились студентки 1 курса магистратуры ВШОПФ Елена Киселёва и Екатерина Смолина.

«Это были невероятно насыщенные пять дней, за которые мы многому научились. В программе было множество научных лекций от преподавателей университета, однако большую часть времени занимала работа над проектами. Участникам предложили 10 различных тем: от биотехнологий до физики полупроводниковых лазеров. Эксперименты мы выполняли в лабораториях университета, на его уникальном оборудовании. Наш проект назывался «Научись управлять светом!». Этот заголовок сразу привлёк наше внимание. Кате показалось, что эта тема близка к её научной задаче (оказалось не совсем так!), а Лена выбрала тему из любопытства, заинтересовавшись описанием.

Над проектом мы работали впятером: кроме нас с Катей в команде оказались ребята из Москвы, Казахстана и Беларуси. Руководил нами аспирант Алфёровского университета Константин Котляр. Он познакомил нас с вузом, даже сводил на крышу с чудесным видом, рассказал множество замечательных историй и, конечно же, всячески помогал нам с проектом. Мы научились синтезировать массив наностержней (или наноколонок, как их называют в лаборатории) методом химического травления планарной полупроводниковой светодиодной гетероструктуры. Фактически, это многослойная конструкция из разных полупроводников с квантовой точкой внутри, способная генерировать лазерное излучение. Саму структуру подготовил Константин специально для нашего проекта. Она была получена методом молекулярно-пучковой эпитаксии на одной из установок университета. Изменяя геометрические параметры получившихся светоизлучающих наностержней, мы управляли характеристиками излучающей способности нашего образца. Получившиеся у нас наноколонки представляют собой массив эффективных одномодовых резонаторов (то есть излучающих на одной длине волны), что позволило улучшить параметры и расширить функционал исходных светодиодных структур.

Мы работали в особо чистой гермозоне: всегда в халатах, тапочках, масках, перчатках и шапочках. Нам удалось заняться химией, поработать со сканирующим электронным микроскопом, посмотреть на процесс фотолитографии (даже сделать свой образец!), освоить методы исследования свойств наноструктур — и это даже не половина того, что мы сделали. Хватит на неплохой бакалаврский диплом: есть и теоретические расчёты, и моделирование, и химические выкладки, и множество любопытных экспериментальных данных! Мы даже не подозревали, что некоторые уже изученные нами дисциплины так скоро там пригодятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последний день школы мы презентовали результаты своих проектов. Пока мы готовились к защите, поняли, что, возможно, это наш единственный шанс не только продемонстрировать понимание науки, но и рассказать о своем исследовании интересно и доступно. Кому захочется слушать 10 унылых рассказов подряд? Тем более, формат самой школы способствовал творчеству. Свое выступление мы превратили в небольшой перфоманс и вызвались выступать первыми. А когда ещё может выпасть шанс в научной карьере артистично рассказывать переделанную цитату из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» под композицию Эдварда Грига «В пещере горного короля»? Мы начали своё выступление именно так:

«У нас был 1 образец с 1 миллионом наноколонок, 16-ти процентный раствор гидроксида калия, 5 дней, 5 масок, собственная полка с 5 парами тапочек, профилометр, SEM, установка для измерения фотолюминесценции, химическая комната, водяная баня, программа OpticView (хотя обещали COMSOL) и 0 прав на ошибку. Не то чтобы это всё было нужно, чтобы заниматься наукой, но раз начал травить, то роняй образцы до конца. Единственное, что меня беспокоило — это сверхрешётка. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек с пинцетом в руках. И я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся».

Организаторы решили, что в такой атмосфере не нужно кого-то особо оценивать и выделять наградами, поэтому после презентации проектов все участники получили памятные подарки и дипломы, подтверждающие участие.

Школа дала нам замечательный шанс познакомиться с другими областями физики, завести международные связи в разных научных областях и найти новых классных друзей. Мы планируем продолжить развивать данный проект и написать статью, а результаты нашей работы будут представлены на конференции «Алфёровские чтения». Если будет такая возможность, мы бы с радостью приехали на в Алфёровскую школу снова, чтобы окунуться в эту атмосферу!»

 

Все новости